Инструментарий оформления информационных ресурсов

Гипертекстовый язык разметки xHTML

   Язык разметки (текста) в компьютерной терминологии — набор символов или последовательностей, вставляемых в текст для передачи информации о его выводе или строении. Принадлежит классу компьютерных языков. Текстовый документ, написанный с использованием языка разметки, содержит не только сам текст (как последовательность слов и знаков препинания), но и дополнительную информацию о различных его участках — например, указание на заголовки, выделения, списки и т. д. В более сложных случаях язык разметки позволяет вставлять в документ интерактивные элементы и содержание других документов.

Следует особо подчеркнуть, что язык разметки не является языком программирования.

Примеры языков разметки

Языки разметки используются везде, где требуется вывод форматированного текста: в типографии (SGML, TeX, PostScript, PDF), пользовательских интерфейсах компьютеров (Microsoft Word, OpenOffice, troff), Всемирной Сети (HTML, XHTML, XML, WML, VML, PGML, SVG, XBRL).

Для написания исходных текстов Википедии, её участники используют особый язык разметки (см. Википедия:Как править статьи), а для отображения сложных математических формул — язык TeX.

История

   Термин «разметка» (как результат одноименного процесса, англ. markup) произошёл от английского словосочетания «marking up» («разметка (как процесс)», букв. «помечивание, размечивание»), взятого из традиционной издательской практики проставления специальных условных пометок на полях и в тексте рукописи или корректуры перед передачей её в печать. Таким образом «разметчики» (markup men) указывали гарнитуру, стиль и размер шрифта для каждой части текста. В наше время разметкой текста занимаются редакторы, корректоры, графические дизайнеры — и, конечно же, сами авторы.

HTML

К 1991 году использование SGML было ограничено бизнес-программами и базами данных, а WYSIWYG-инструменты (которые сохраняли документы в проприетарных бинарных форматах) использовались для остальных программ обработки документов. Ситуация изменилась, когда сэр Тим Бернерс-Ли, узнав о SGML от своего коллеги Андерса Бергланда (англ. Anders Berglund) и других сотрудников в ЦЕРНе, использовал синтаксис SGML для создания HTML. Этот язык имел сходство с другими основанными на синтаксисе SGML языками разметки, однако начать его использование было гораздо проще даже тем разработчикам, которые никогда этого не делали. Стивен ДеРоуз (Steven DeRose) убеждал, что HTML, использующий описательную разметку (и от языка SGML в частности) — это основной фактор в развитии Web, потому что в нем была заложена гибкость и расширяемость (а также другие факторы, включая понятие о URL и свободное использование браузерами). В наше время HTML — наиболее привлекательный и самый часто используемый[источник не указан 751 день] язык разметки в мире.

Однако статус HTML как языка разметки оспаривается некоторыми компьютерными учеными. Их основным аргументом является то, что HTML ограничивает размещение тегов, требуя, чтобы оба тега были вложены в другие теги или в главные теги документа. Вследствие чего, эти ученые считают HTML контейнерным языком, следующим иерархической модели.

  XML

XML (расширяемый язык разметки) — это мета-язык разметки, широко используемый в настоящее время. XML разработан консорциумом World Wide Web в комитете, возглавляемом Джоном Босаком (Jon Bosak). Основное предназначение XML — быть более простым, чем SGML и сфокусироваться на специфичной проблеме — документах в интернете. XML — мета-язык как SGML, пользователям разрешается создавать любые теги, какие необходимы (отсюда «расширяемый»). Становлению XML помогли, так как каждый XML-документ мог быть написан таким же способом, как и SGML-документ, а программы и пользователи, использующие SGML, могли перейти на XML достаточно легко.

Тем не менее, XML лишился многих ориентированных на людей особенностей языка SGML, упрощавших его использование (пока не расширилось количество разметки и не восстановилась читаемость и редактируемость на прежнем уровне). Другие улучшения исправляли некоторые проблемы SGML на международном уровне и делали возможным разбор документа иерархически, даже если не был доступен DTD.

XML был спроектирован, в основном, для не полностью структурированной среды, например для документов и публикаций. Тем не менее, это привело к золотой середине между гибкостью и простотой, и он был быстро принят многими пользователями. В настоящее время XML широко используется для передачи данных между программами. Как HTML, он может быть охарактеризован как «контейнерный» язык.

 XHTML

Начиная с января 2000 года, все рекомендации для W3C были основаны на XML в большей степени, чем на SGML, была предложена аббревиатура XHTML (Extensible HyperText Markup Languge — Расширяемый Гипертекстовый Язык Разметки). Спецификации языка требовали, чтобы XHTML-документы были оформлены как XML-документы, это позволяет использовать XHTML для более четких и точных документов, используя теги от HTML.

Одно из самых достойных внимания различий между HTML и XHTML — это правило, гласящее, что все теги должны быть закрытыми: пустые теги, например <br />, должны быть оба закрыты стандартным закрывающим тегом или специальной записью: <br /> (пробел перед «/» в закрывающем теге опционален, но часто используется, поскольку его используют некоторые пре-XML браузеры, также SGML-парсеры). Другие атрибуты в тегах должны быть в кавычках. Наконец, все теги и имена атрибутов должны быть написаны в нижнем регистре, чтобы восприниматься правильно; HTML невосприимчив к регистру.

Особенности

    Общая особенность всех языков разметки в том, что они перемешивают текст документа с инструкциями разметки в потоке данных или файле. Это не необходимость, возможно изолировать разметку от текста, используя указатели, метки, идентификаторы или другие методы координации. Такая «отделенная разметка» характерна для внутреннего представления программ, работающих с размеченными документами. Тем не менее, внедренная или «междустрочная» разметка более принята где бы то ни было. Вот, для примера, небольшая часть текста, размеченного при помощи HTML:

<h1> Anatidae </h1><p>The family <i>Anatidae</i> includes ducks, geese, and swans,but <em>not</em> the closely-related screamers.</p>

Код разметочных инструкций (известный как теги) обведен угловыми скобками <как здесь>. Текст, находящийся между этими инструкциями, является текстом документа. Коды h1, p и em — примеры структурной разметки, они описывают позицию, назначение или значение текста, включенного в них.

Более точно, h1 означает «это заголовок первого уровня», p значит «это параграф», а em означает «это подчеркнутое слово или фраза». Интерпретирующая программа может применять эти правила или стили для показа различных частей текста, используя различные гарнитуры, размеры шрифта, отступы, цвет или другие стили, если это необходимо. Такой тег, как h1, может быть, например, представлен большим жирным типографским шрифтом, или в документе с моноширинным текстом (как на печатной машинке) может быть подчеркнутым, или может вообще не менять внешний вид.

Для контраста, тег i в HTML — пример визуальной разметки; обычно он используется для определения специфичных особенностей текста (в этом блоке использовать наклонную гарнитуру) без объяснения причин.

TEI (Tex Encoding Initiative) опубликовала всесторонние руководящие документы, указывающие кодировать текст в интересах человечества и научных обществ. Эти руководства использовались для кодирования исторических документов, специфичных работах ученых, периодике и так далее.

Каркас описания ресурсов RDF

Resource Description Framework

Resource Description Framework (RDF) — это разработанная консорциумом Всемирной паутины модель для представления данных, в особенности — метаданных. RDF представляет утверждения о ресурсах в виде, пригодном для машинной обработки. RDF является частью концепции семантической паутины.

Ресурсом в RDF может быть любая сущность — как информационная (например, веб-сайт или изображение), так и неинформационная (например, человек, город или некое абстрактное понятие). Утверждение, высказываемое о ресурсе, имеет вид «субъектпредикатобъект» и называется триплетом. Утверждение «небо голубого цвета» в RDF-терминологии можно представить следующим образом: субъект — «небо», предикат — «имеет цвет», объект — «голубой». Для обозначения субъектов, предикатов и объектов в RDF используются URI. Множество RDF-утверждений образует ориентированный граф, в котором вершинами являются субъекты и объекты, а рёбра помечены предикатами.

RDF сам по себе является не форматом файла, а только лишь абстрактной моделью. Для записи и передачи RDF используется несколько форматов, в том числе:

  • RDF/XML — запись в виде XML-документа;
  • RDF/JSON — запись в виде JSON-данных;
  • RDFa (англ. RDF in attributes) — запись внутри атрибутов произвольного HTML- или XHTML-документа;
  • N-Triples, Turtle, N3 — компактные[2] формы записи утверждений.

Для обработки данных, представленных в RDF, могут использоваться языки запросов: SPARQL (стандарт W3C), RQL, RDQL

SVG

   Растровое изображение, сгенерированное из примера SVG, демонстрирует прозрачность, градиентную заливку, разнообразные контуры и текст.

SVG (от англ. Scalable Vector Graphics — масштабируемая векторная графика) — язык разметки масштабируемой векторной графики, созданный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) и входящий в подмножество расширяемого языка разметки XML, предназначен для описания двумерной векторной и смешанной векторно/растровой графики в формате XML. Поддерживает как неподвижную, так анимированную и интерактивную графику — или, в иных терминах, декларативную и скриптовую. Не поддерживает описание трёхмерных объектов (не путать с имитацией трёхмерности путём светотени). Это открытый стандарт, является рекомендацией консорциума W3C, — организации, разработавшей такие стандарты, как HTML и XHTML. Разрабатывается с 1999 года, в 2001 году вышла 1.1 версия, которая остается актуальной до сегодняшнего дня, в активной разработке версия 1.2. В основу SVG легли языки разметки VML и PGML.

 

Synchronized Multimedia Integration Language
Расширение

.smil

MIME

text/smil

Разработан

World Wide Web Consortium

Тип формата

Язык разметки

Стандарт(ы)

Level 1 (Recommendation)
Level 2 Revision 1 (Recommendation)
Level 3 (Recommendation)

SMIL

   SMIL (рекомендованное произношение: [smaɪl] «смайл») (The Synchronized Multimedia Integration Language) — язык разметки для создания интерактивных мультимедийных презентаций. Является рекомендацией консорциума Всемирной паутины.

SMIL описывает разметку для временной синхронизации, размещения, анимаций, визуальных преобразований и многих других аспектов. Одной из областей применения SMIL является создание слайдшоу для презентаций. Также технология SMIL позволяет демонстрировать многие типы файлов, такие как текст, видео и аудио. SMIL похож на HTML тем, что выполнен на основе XML и позволяет включать в себя ссылки на другие презентации SMIL, а также кнопки, такие как «Старт», «Стоп» и др.

SMIL был разработан в 1997 году и способен воспроизводить презентации со многих серверов.

OWL

OWL (англ. Web Ontology Language) — язык описания онтологий для семантической паутины. Язык OWL позволяет описывать классы и отношения между ними, присущие для веб-документов и приложений. OWL основан на более ранних языках OIL и DAML+OIL и в настоящее время является рекомендованным консорциумом Всемирной паутины.

В основе языка — представление действительности в модели данных «объект — свойство». OWL пригоден для описания не только веб-страниц, но и любых объектов действительности. Каждому элементу описания в этом языке (в том числе свойствам, связывающим объекты) ставится в соответствие URI.

GML - новый цифровой формат для завтрашних вандалов

Graffiti Markup Language (.gml) - универсальный, открытый, основанный на XML формат данных, созданный для описания и хранения граффити. Он сохраняет координаты движения по X и Y, а также время перемещения. Формат предназначен для оцифровки граффити. В настоящий момент его понимают программы Graffiti Analysis и EyeWriter.

Uploaded GPS-log (KML format)

KML

   KML – это формат представления географических данных для отображения в программах Google Планета Земля, Карты Google и Карты Google для мобильных устройств. Файлы KML позволяют точно обозначать места, накладывать изображения и по-новому отображать данные. KML – международный стандарт, поддерживаемый компанией Open Geospatial Consortium, Inc. (OGC).

Создать бесплатный сайт с uCoz